Новости

Миша Белов: "Быть созвучным времени и месту - значит быть...

07.08.2012
Миша Белов:

Миша Белов - один из числа тех, кто сформировывает сейчас лицо русской столицы. "Классик картонной архитектуры" и владелец более 2-ух 10-ов премий он покинул Москву в конце 80-х, работал поначалу в Австрии, а потом длительное время в Стране восходящего солнца и Германии. В 1996 году конструктор возвратился в Россию, где трудится с тройной энергией, сразу занимаясь десятком проектов.

Они полностью различные, как и вкусы 48-летнего зодчего, стилистические притязания которого распространяются от неоклассики до пуризма. Свою творческую энергию и актуальную философию Миша Белов сейчас передает юному поколению.

Под ним спрятан небольшой аквакомплекс, а для того чтобы в бассейн постоянно попадал свет, придумана система из восьми круглых в плане фонарей верхнего света, устроенных по принципу перископа подводной лодки с использованием зеркал. Вращаясь вокруг своей оси, зеркала следуют за солнцем "от рассвета до заката", направляя прямые солнечные лучи в бассейн водного комплекса.

- Имею наглость считать, что это довольно остроумный и даже новый прием. Здесь возобладала другая линия - инновационная. Зимой на горе, под которой спрятан аквапарк, можно будет кататься на санках, которые можно взять в пункте проката, расположенном над бассейном.

Практически все, кто сейчас распоряжается "приплывшими" к ним бюджетами, как и все мы, формировались в русские времена, и эти люди не успокоятся до того времени, пока не реализуют то, о чем они желали в детстве за стальным занавесом. Конструктивно новое они будут делать, только осуществив мечту стопроцентно либо позднее, под воздействием собственных деток, которые будут грезить о кое-чем другом.

И хотя некие заказчики прислушиваются к спецам, все они равно делают все по-своему. Видимо, сила купеческой воли несгибаема.

Но, с другой стороны, делать для заказчиков что-то совсем непонятное им эстетически, манипулировать их волей - для меня отвратно, тем паче, что свое можно отыскать полностью на любом эстетическом поле. Современному зодчему можно вообщем обходится без эстетики.

Почему Кубрик мог снимать подряд такие разные картины, как футуристическая "Космическая одиссея" и неоклассический "Барри Линден"? Ведь то, что пренебрежительно называют эклектичностью, по сути - суть архитектурной деятельности.

Конечно, догматы и идеологии будут меняться, и это естественно. Но не зря одно время года сменяет другое, в какой-то момент наступает усталость как от чистой, так и от декорированной формы.

Русские не могут жить без минималистической зимы, одновременно тоскуя о кудрявом лете. Пластина и Парус

Наряду с работой над Помпейским домом шла работа над проектом дома на 200 квартир на Нагатинской набережной, аккурат в том самом месте, где в 70-е, когда торжествовал принцип свободной планировки, появился знаменитый "Парус" Риммы Алдониной, отмеченной за него Ленинской премией. - У дома на Нагатинской набережной совершенно другие амбиции.

Этот проект не только лишь самый крупный в моем портфеле сейчас, но, пожалуй, наиболее близкий этому стилю. Один в поле воин - Многие упрекают меня в непоследовательной профессиональной позиции.

Тем временем, моя позиция последовательна уже долгие и длительные годы - принципиальный мультикультурализм и осмысленный антипостмодернизм. Историческая ткань города потребовала особого отношения, тем паче, что новостройка стоит стык в стык с получившей статус делового центра бывшей типографией Мамонтова (тоже реконструированной Михаилом Беловым) и прямо напротив церкви апостола Филиппа , построенной еще в XVII веке.

На месте самого Помпейского дома было свободное пространство. Теперь - это очередной оазис для людей с высоким доходом. Для отделки сложного комбинированного фасада применена технология цветного шамота.

И в этом месте заниматься агрессивным формотворчеством для меня было странно. Сделанные на предпроектном уровне две 25-этажные башни показались излишне радикальным решением.

Поэтому возникла идея сделать этакую сине-белую 17-этажную "пластину" и поиграть с эстетикой 70-х годов, которая далеко не всеми подвергается остракизму.Невзирая на это, мне сейчас любопытно жить и работать в Москве, я совсем позабыл о том, что у "нас глубочайший кризис", что наша архитектура "такая страшная", а на Западе она "такая восхитительная". Мы переживаем наинтереснейшую переломную эру.

Золотой телец кружит головы, формируются новенькая культура и новые социальные слои, варится собственного рода культурный бульон по новенькому рецепту. Бледный серо-зеленый цвет "татуированных" этажей наверху взрывается очень теплым оранжево-морковным цветом и насыщенным сине-красно-золотым антаблиментом.

- Мне было завораживающе интересно работать над этим домом, хотя вначале и рефлексировал из-за упреков друзей в антимодернистской позиции. А этой позиции не было. Мне было искренне интересно делать декорированную форму.

Не могу понять, чем деятельность архитектора отличается от деятельности, например, кинорежиссера. С большим пиететом отношусь к алдонинскому "Парусу" и вообще считаю его шедевром брежневской архитектуры. Говорю об этом без иронии.

Если отбросить качество реализации - то массовая архитектура 70-х - это пуризм в чистом виде. Если б в то время решения принимали не строители, а архитекторы, то не телега бы неслась впереди лошади, а наоборот, и развивались бы не ДСК, а, скажем, заводы по производству опалубок и внедрялись бы технологии вентилируемых фасадов, тогда и бы все эти дома выглядели замечательно.

В случае с моим проектом - задачей было сделать рациональный дом для среднего класса, но на более высоком технологическом уровне, который нельзя было себе представить 30 годов назад. Солнечный круговорот

Если посмотреть на проект дома с водным центром в Марьиной Роще, то архитектурную тему самой башни можно охарактеризовать как чрезвычайно простое решение. В стилобате же есть определенные хитрости.

Вся общественная часть, которая заказчиком вначале пути рассматривалась как некая урбанизированная конструкция, в конечном итоге, была просто превращена в холм. В этом году доктор МАрхИ набрал очередной курс.

- На данный момент в Москве строят много и стремительно, многие желают, чтоб вышло богато и под старину. Это типичный стиль детских грез, либо скороспелый консерватизм.

Попасть в это место можно будет по пандусу сразу из дополнительного выхода станции метро "Марьина Роща" или поднявшись из аквакомплекса вверх на стеклянном лифте. Дом, как квартал "Дом на набережной-II" называется так, так как в принципе это та же концепция, что и у Бориса Иофана.

Именно он сделал дом, как квартал и квартал, как дом. По масштабу это как раз то, что больше всего подходит для Москвы сегодня. Для развития запущенных набережных, например. То, что должно идти после глобализма Сити на Краснопресненской набережной.

Одного Сити для Москвы достаточно, а вот домов-кварталов может быть много. - В случае с "Домом на набережной-II" мне повезло, потому что заказчик - адекватно и очень живо отреагировал на многие радикальные затеи, а именно, на то, что я про себя называю стилем "Петрушка" - яркой, цветной архитектурой, которую, по возможности, нужно делать в Москве".

Без накипи здесь не обходится. И отлично. Сейчас следить за тем, как булькает этот суп нашего зодчества увлекательнее, чем учить пресный и прохладный кисель западной строительной действительности.

"Помпейский" дом В конце этого года по проектам Миши Белова будут завершены сразу несколько домов. Какой-то из них - дом в Филипповском переулке, который сам архитектор условно называет "Помпейским". Так исторически сложилось, что я работаю один.

Не люблю организовывать компаниии, фирмы и считаю, что, по сути, архитектура - дело одиночек. В архбюро над проектом трудится целый коллектив, я же все архитектурные затеи люблю делать сам, поэтому мои проекты строго персонифицированы - и в этом их особенность.

Ко мне приходят заказчики, которые хотят энергетического обмена лично со мной, а не абстрактным для них "творческим коллективом" через представляющего его менеджера. Работая сразу над несколькими проектами, я, обычно, доволен тем, что они получаются разными, они сложились в суматошное время и должны отражать его противоречия.

Закон удачи в архитектуре прост: всегда будут заказы, если проекты искренни и созвучны времени. А хороши они или плохи - это уже другая история, тоже проверяемая временем.

Нужно прожить некоторую жизнь в профессии, чтобы понять простую формулу: не старайся быть модным - старайся быть созвучным времени и месту, тогда станешь самим собой. Беседовал Владимир Ярославцев